Дополнительная общеразвивающая программа «Эврика»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 »города Пикалёво

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Приказом № 276 от 31.08 2023 г.

Протокол №7от 31.08.2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

« Эврика»

Срок реализации программы: 3 месяца
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7-11лет
Автор-составитель программы:
Васильева Т.А..
педагог дополнительного образования
учитель начальных классов

г. Пикалёво
2023 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

« Эврика»

Тип

Модифицированная

Направленность

естественнонаучная

Срок реализации

Краткосрочная, 3 месяца

Возраст обуч-ся

7-11 лет

Дата разработки
программы

Сентябрь 2023

№ 19669 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области
https://р47.навигатор.дети/program/19669-programma-evrika
Изменения, вносимые в программу
Дата

Вносимые изменения

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Дата

Наименование мероприятия

Результат

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной
направленности « Эврика» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:


- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;



-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утверждённые Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;



-«Концепции

развития

дополнительного образования

до

2030»,

принятой

распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р;


Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

по

программам”

- Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам 24.12.2018 г.


- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»;



Письмом Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении
методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями по
реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий")

Направленность
краткосрочной дополнительной общеразвивающей программыестественнонаучная
Уровень ДОП – ознакомительный
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая
модифицированной программой.

программа

«

Эврика»-является

Актуальность программы
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют
осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок

получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно
адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс,
умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако,
педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы
учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин
такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического
мышления.

В

умственном

развитии

ребёнка

процессу

овладения

логическими

отношениями принадлежит существенная роль. Во время занятий у ребенка происходит
становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие
отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает
боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным
занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются
занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы,
загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления.
Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие
логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности,
но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений
действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика младшему школьнику? По мнению Л. А. Венгера «Для детей одних
внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно
знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и
отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это, принесёт пользу
умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на
развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного
мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств
вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в младший
школьный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития
способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык
логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему
приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений
потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребёнок
будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент
сконцентрироваться на сути проблемы.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и
творческих

возможностей

школьников

во

внеурочное

время.

Широкий

набор

деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор
обучающихся, но и позволяет каждому обучающемуся раскрыть свои индивидуальные
способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет
благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному
выбору профессии, выбору любимого дела (хобби).
Программой предусмотрены задания
коллективного

выполнения.

При

как для индивидуального, так и для

коллективном

обсуждении

результатов

дается

положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный
эмоциональный

фон,

способствующий

формированию

логического

мышления,

творчества ,фантазии.
Ведущая идея программы: как через специальные игры и упражнения можно
сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в
окружающей действительности. Они являются ценным средством воспитания умственной
деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память,
воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают
процесс усвоения знаний.

Отличительные особенности программы
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей детей; в то же
время содержит большой развивающий потенциал.
Основное достоинство программы: программа представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для обучающихся начальных классов. Принципиальной задачей
является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. особенностью программы
« Эврика » является то, что в нее включено большое количество заданий на развитие
логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру
программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической
частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей,
логического мышления, памяти, внимания; умению создавать проекты, анализировать,
решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Основными направлениями деятельности являются:

-

задания на развитие внимания;

-

задания на развитие памяти;

-

задания на совершенствование воображения;

-

задания на развитие логического мышления.
Цель программы

Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей
обучающихся на основе развивающих занятий через развитие логического мышления.
Задачи программы:
1. Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей обучающихся с учетом их
возрастных особенностей.
2. Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки
различных вариантов решения одной задачи.
3. Формирование и развитие у обучающихся навыков общения и сотрудничества в процессе
решения творческих задач.
4. Воспитание уважительного отношения обучающихся к иному мнению, обучение способам
построения общения в ситуации противоречий, возникающих в ходе решения задачи.
5.Формирование функциональной грамотности

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
o

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;



внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;



принятие образа «хорошего ученика»;



самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на

здоровый образ жизни;
2 раздел. Планируемые результаты
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения
программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными
видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты



наличие эмоционального отношения к различным видам творчества и к
коллективным делам;



позитивная самооценка своих возможностей и способностей;
умение вести себя культурно, грамотно, безопасно в социальной (со
сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде



сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения


реализация творческого потенциала в процессе коллективных дел



формирование чувства долга, уважения к окружающим людям;



мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

.



формирование основных навыков культуры воспитания и этикета;



заинтересованность не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего
поведения;



ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих



установка на здоровый образ жизни и экологическое мышление

Метапредметными результатами программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:


умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;



планирование общей цели и пути её достижения;



распределение функций и ролей в совместной деятельности;



конструктивное разрешение конфликтов;



осуществление взаимного контроля;



оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых
коррективов;



планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;



адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;



понимание значения трудовой природоохранной деятельности для личности и для
общества;

Коммуникативные:



адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;



допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;



учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;.



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;



учиться выполнять различные роли в группе;



сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.

Познавательные УУД:


устойчивый интерес к познанию через коллективно-творческую деятельность



установление причинно-следственных связей



осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной
правовой и статистической информации; с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;

Логические:


анализировать объекты

с целью

выделения

признаков (существенных,

несущественных);


проводить синтез;



выбирать основания и критерии для сравнения;



самостоятельно классифицировать объекты;



подводить под понятие, выводить следствие;



устанавливать причинно-следственные связи;



выдвигать и обосновывать гипотезы, строить логические цепи рассуждений;



доказывать свое мнение;
Постановка и решение проблемы:



формулировать проблемы.
Коммуникативные:



планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цель,
функции участников, способ взаимодействия;



с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности,
приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в
творческом процессе.
У учащихся формируются следующие качества:
1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей,
возможных решений, подходящих объектов и т. п.;
2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при
решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под
различными углами зрения;
3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;
4) способность к детальной разработке - способность расширять, развивать,
приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
5) коммуникативность - способность представить отчет о своих достижениях и
достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими
учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять
работу другого учащегося.
Форма оценки планируемых результатов -тестирование, индивидуальные задания.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:


сравнивать предметы по заданному свойству;



определять целое и часть;



устанавливать общие признаки;



находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;



определять последовательность действий;



находить истинные и ложные высказывания;



наделять предметы новыми свойствами;



переносить свойства с одних предметов на другие.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7 – 11 лет.
Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение –7 лет.
На обучение по краткосрочной

дополнительной общеразвивающей программе

принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на
основании заявления родителей (или законных представителей) через Навигатор
дополнительного образования Ленинградской области
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 3 месяца
Наполняемость группы – не менее 15 человек.
Режим занятий: 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: групповая.
Форма обучения: очная
Форма проведения занятий: аудиторные занятия.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуальногрупповая формы организации занятий.
Форма организации деятельности: индивидуально-групповая формы организации занятий.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий –класс -лаборатория 50,3 м2
3. Оборудование, инвентарь
- компьютер
- проектор
- экран
- видеофильмы
- изобразительные инструменты и материалы
-канцелярские принадлежности

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№

Темы учебных блоков

Количест

Формы

во часов

проведения

п/п

текущей
аттестации

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка

2

внимания. Развитие воображения
2

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления

2

3

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

2

4

Развитие

2

аналитических

способностей.

Совершенствование мыслительных операций
5

Развитие логического мышления. Совершенствование

2

мыслительных операций
6

Обобщение.

Тестовая

2

работа
7

Всего

12

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

1

Раздел

Развитие концентрации внимания. Тренировка

Количество часов
Всего

Теория

Практика

2

1

1

внимания. Развитие воображения
2

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления

2

1

1

3

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

2

1

1

4

Развитие

2

1

1

2

1

1

аналитических

способностей.

Совершенствование мыслительных операций
5

Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций

6

Обобщение.

2

Всего

12

2
5

Формы проведения аттестации
№

Год обучения

Формы проведения итоговой аттестации

1 год обучения

Тестирование

п/п
1

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1
Введение в образовательную программу кружка.
Внимание. Логически – поисковые задачи. Закономерности.
Занятие 2

Развитие воображения

Занятие 3 Внимание.Анаграммы. Логические задачи.
Занятие 4 Концентрация внимания. Логические задачи.
Занятие 5- Воображение. Ребусы.
Занятие 6 Пространственное воображение. Задания с изографами и числографами.

7

.Занятие 7 Внимание и память. Пазлы. Логические задачи.
Занятие 8

Слуховая память. Логические задачи.

Занятие 9 Слуховая память. Задачи в стихах.
Занятие10 Геометрия вокруг нас.
Занятие 11 Математические игры.
Занятие 12 Обобщение Тестовая работа

VI.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
названия предметов;
- знать свойства и признаки этих предметов;
- знать и представлять внешний облик этих предметов;
- знать приемы работы с инструментами, материалами;
Обучающие должны уметь:
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
-проводить простейшие опыты и наблюдения за объектами
- воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- уметь сравнивать предметы и отличать их друг от друга;
- уметь решать логические задачи;
-уметь работать с инструментами, материалами: бумагой, фольгой, ватными
дисками.

VII СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля
успеваемости и итоговой аттестации обучающихся .
Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня
теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам)
дополнительной общеразвивающей программы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой
изученной теме.
Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы,
самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы;
вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция;
Обучающимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и
успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном
образовании.
Обучающимся, не прошедшим аттестацию или получившимнеудовлетворительные
результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
-

низкий

уровень

–

обучающийся

овладел

менее

чем

50%

объёма

знаний,

предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний,
предусмотренных программой.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на
основе образца;
- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и
навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных
программой объёма умений и навыков.

IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованной педагогом
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. –
(Стандарты второго поколения).
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления.
Волгоград. 2004г.
4.Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост»,
2007г.
5. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского
языка» М, Владос, 1999
6. М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
7. Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
8. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
9. В.Волина « Праздник числа» М, 1995
10. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
11. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
12. «Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
13. Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий.
Список литературы рекомендуемой для обучающихся и родителей
1. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке О. А. Шиян
2. Иллюстрированные тесты для детей Г. П. Шалаева

3.Кэрролл Льюис. Приключения Алисы в стране чудес.
4. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей

Андрей Кашкаров

5. Речь и мышление ребенка Жан Пиаже
6. Линдгрен Астрид. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.
7. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
8. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей
младших и средних классов Геннадий Иванов
9. Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень.
10. Толстой Лев. Мысли мудрых людей на каждый день.
11.Энциклопедия творческого развития Инна Викторовна Карленок

Приложения к дополнительной общеразвивающей программе :
1.

Оценочные

материалы,

обеспечивающие

реализацию

образовательной программы.
https://onlinetestpad.com/ru/testview/1529099-estestvennonauchnayagramotnost-variant-1

Приложение№1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

ПРИНЯТО
педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 253 от 31.08.2023

Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
естественнонаучной направленности

«Эврика»

на 2023 - 2024 учебный год

Пикалёво,2023 год.

1.Дополнительная общеразвивающая программа «Эврика»
1.1. Направленность программы – естественнонаучная
1.2. Год обучения –краткосрочная, 3 месяца.
1.3. Количество учащихся – до 30 человек
1.4. Возраст учащихся – 7-11лет
1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября
на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования
Ленинградской области
2.Адреса места осуществления образовательного процесса.
2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво,
5 микрорайон, дом 5.
3. Продолжительность и сроки окончания учебного года
1-4 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней)
Зимние каникулы – с 30декабря 2023по 8 января 2024года (10 календарных дней)
Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней)
Сроки окончания учебного года:
1-4 классы-24 мая 2024 года
Летние каникулы - с 27 мая по 31 августа 2024 года
Дополнительные каникулы для 1 классов с 10 по 18 февраля 2024 года (9 календарных
дней)
4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года:
1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы;
7 января – Рождество;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
5. Количество учебных недель: 34 недели.
6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с
реализуемыми образовательными программами
6.2. Итоговая аттестация – 25-30 ноября 2023 года.
7. Регламент образовательного процесса
7.1. Количество часов за учебный год –12
7.2. Количество недельных часов – 1
7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день.
7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий.
7.5. Продолжительность занятия - 45 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».