Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 »города Пикалёво ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом Приказом № 276 от 31.08 2023 г. Протокол №7от 31.08.2023 г. Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Эврика» Срок реализации программы: 3 месяца Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7-11лет Автор-составитель программы: Васильева Т.А.. педагог дополнительного образования учитель начальных классов г. Пикалёво 2023 год ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование « Эврика» Тип Модифицированная Направленность естественнонаучная Срок реализации Краткосрочная, 3 месяца Возраст обуч-ся 7-11 лет Дата разработки программы Сентябрь 2023 № 19669 в Навигаторе дополнительного образования Ленинградской области https://р47.навигатор.дети/program/19669-programma-evrika Изменения, вносимые в программу Дата Вносимые изменения РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Дата Наименование мероприятия Результат Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Эврика» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; -«Концепции развития дополнительного образования до 2030», принятой распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и дополнительным осуществления образовательной общеобразовательным деятельности по программам” - Национальным проектом «Образование», утвержденным решением Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. - Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»; Письмом Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий") Направленность краткосрочной дополнительной общеразвивающей программыестественнонаучная Уровень ДОП – ознакомительный Краткосрочная дополнительная общеразвивающая модифицированной программой. программа « Эврика»-является Актуальность программы Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Но зачем логика младшему школьнику? По мнению Л. А. Венгера «Для детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это, принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в младший школьный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет каждому обучающемуся раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби). Программой предусмотрены задания коллективного выполнения. При как для индивидуального, так и для коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию логического мышления, творчества ,фантазии. Ведущая идея программы: как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. Отличительные особенности программы Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей детей; в то же время содержит большой развивающий потенциал. Основное достоинство программы: программа представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для обучающихся начальных классов. Принципиальной задачей является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. особенностью программы « Эврика » является то, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, внимания; умению создавать проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Основными направлениями деятельности являются: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления. Цель программы Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей обучающихся на основе развивающих занятий через развитие логического мышления. Задачи программы: 1. Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей. 2. Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи. 3. Формирование и развитие у обучающихся навыков общения и сотрудничества в процессе решения творческих задач. 4. Воспитание уважительного отношения обучающихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации противоречий, возникающих в ходе решения задачи. 5.Формирование функциональной грамотности Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: o готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; 2 раздел. Планируемые результаты Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Личностные результаты наличие эмоционального отношения к различным видам творчества и к коллективным делам; позитивная самооценка своих возможностей и способностей; умение вести себя культурно, грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения реализация творческого потенциала в процессе коллективных дел формирование чувства долга, уважения к окружающим людям; мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; . формирование основных навыков культуры воспитания и этикета; заинтересованность не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего поведения; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих установка на здоровый образ жизни и экологическое мышление Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; понимание значения трудовой природоохранной деятельности для личности и для общества; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе; сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе. Познавательные УУД: устойчивый интерес к познанию через коллективно-творческую деятельность установление причинно-следственных связей осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной правовой и статистической информации; с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Логические: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проводить синтез; выбирать основания и критерии для сравнения; самостоятельно классифицировать объекты; подводить под понятие, выводить следствие; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать и обосновывать гипотезы, строить логические цепи рассуждений; доказывать свое мнение; Постановка и решение проблемы: формулировать проблемы. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цель, функции участников, способ взаимодействия; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе. У учащихся формируются следующие качества: 1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.; 2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; 3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения; 4) способность к детальной разработке - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки; 5) коммуникативность - способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося. Форма оценки планируемых результатов -тестирование, индивидуальные задания. Предметными результатами являются формирование следующих умений: сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие. Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа –7 – 11 лет. Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение –7 лет. На обучение по краткосрочной дополнительной общеразвивающей программе принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на основании заявления родителей (или законных представителей) через Навигатор дополнительного образования Ленинградской области II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Организационно - педагогические условия реализации программы Сроки реализации программы – 3 месяца Наполняемость группы – не менее 15 человек. Режим занятий: 1 занятие в неделю - продолжительность занятия – 45 мин. Форма обучения: очная. Форма организации деятельности: групповая. Форма обучения: очная Форма проведения занятий: аудиторные занятия. Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуальногрупповая формы организации занятий. Форма организации деятельности: индивидуально-групповая формы организации занятий. Материально-техническое обеспечение 1. Помещение для занятий –класс -лаборатория 50,3 м2 3. Оборудование, инвентарь - компьютер - проектор - экран - видеофильмы - изобразительные инструменты и материалы -канцелярские принадлежности III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Темы учебных блоков Количест Формы во часов проведения п/п текущей аттестации 1 Развитие концентрации внимания. Тренировка 2 внимания. Развитие воображения 2 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления 2 3 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления 2 4 Развитие 2 аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций 5 Развитие логического мышления. Совершенствование 2 мыслительных операций 6 Обобщение. Тестовая 2 работа 7 Всего 12 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 Раздел Развитие концентрации внимания. Тренировка Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 внимания. Развитие воображения 2 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления 2 1 1 3 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления 2 1 1 4 Развитие 2 1 1 2 1 1 аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций 5 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций 6 Обобщение. 2 Всего 12 2 5 Формы проведения аттестации № Год обучения Формы проведения итоговой аттестации 1 год обучения Тестирование п/п 1 V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Занятие 1 Введение в образовательную программу кружка. Внимание. Логически – поисковые задачи. Закономерности. Занятие 2 Развитие воображения Занятие 3 Внимание.Анаграммы. Логические задачи. Занятие 4 Концентрация внимания. Логические задачи. Занятие 5- Воображение. Ребусы. Занятие 6 Пространственное воображение. Задания с изографами и числографами. 7 .Занятие 7 Внимание и память. Пазлы. Логические задачи. Занятие 8 Слуховая память. Логические задачи. Занятие 9 Слуховая память. Задачи в стихах. Занятие10 Геометрия вокруг нас. Занятие 11 Математические игры. Занятие 12 Обобщение Тестовая работа VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: названия предметов; - знать свойства и признаки этих предметов; - знать и представлять внешний облик этих предметов; - знать приемы работы с инструментами, материалами; Обучающие должны уметь: - угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; -проводить простейшие опыты и наблюдения за объектами - воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части; - находить в двух и более объектах общие и различные признаки; - переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой; - уметь сравнивать предметы и отличать их друг от друга; - уметь решать логические задачи; -уметь работать с инструментами, материалами: бумагой, фольгой, ватными дисками. VII СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся . Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме. Достигнутые обучающимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы; вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция; Обучающимся, полностью освоившему дополнительную общеразвивающую программу, и успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном образовании. Обучающимся, не прошедшим аттестацию или получившимнеудовлетворительные результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: - высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; - средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; - низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины; - программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой. Критерии оценки уровня практической подготовки: - высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; - средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; - низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; - программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой объёма умений и навыков. IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, использованной педагогом 1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г. 4.Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г. 5. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999 6. М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004 7. Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001 8. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996 9. В.Волина « Праздник числа» М, 1995 10. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000 11. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989 12. «Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 1993 13. Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий. Список литературы рекомендуемой для обучающихся и родителей 1. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке О. А. Шиян 2. Иллюстрированные тесты для детей Г. П. Шалаева 3.Кэрролл Льюис. Приключения Алисы в стране чудес. 4. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей Андрей Кашкаров 5. Речь и мышление ребенка Жан Пиаже 6. Линдгрен Астрид. Малыш и Карлсон, который живет на крыше. 7. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей. 8. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов Геннадий Иванов 9. Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень. 10. Толстой Лев. Мысли мудрых людей на каждый день. 11.Энциклопедия творческого развития Инна Викторовна Карленок Приложения к дополнительной общеразвивающей программе : 1. Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы. https://onlinetestpad.com/ru/testview/1529099-estestvennonauchnayagramotnost-variant-1 Приложение№1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво ПРИНЯТО педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Приказ № 253 от 31.08.2023 Протокол № 7 от 31.08.2023 г. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Эврика» на 2023 - 2024 учебный год Пикалёво,2023 год. 1.Дополнительная общеразвивающая программа «Эврика» 1.1. Направленность программы – естественнонаучная 1.2. Год обучения –краткосрочная, 3 месяца. 1.3. Количество учащихся – до 30 человек 1.4. Возраст учащихся – 7-11лет 1.5. Комплектование объединений – с 20 мая по 1 октября на основе заявлений родителей обучающихся через Навигатор дополнительного образования Ленинградской области 2.Адреса места осуществления образовательного процесса. 2.1. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Пикалёво, 5 микрорайон, дом 5. 3. Продолжительность и сроки окончания учебного года 1-4 классы Начало учебного года – 1 сентября 2023 года Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 календарных дней) Зимние каникулы – с 30декабря 2023по 8 января 2024года (10 календарных дней) Весенние каникулы - с 23 по 31 марта 2024 года (10календарных дней) Сроки окончания учебного года: 1-4 классы-24 мая 2024 года Летние каникулы - с 27 мая по 31 августа 2024 года Дополнительные каникулы для 1 классов с 10 по 18 февраля 2024 года (9 календарных дней) 4. Праздничные (нерабочие) дни в течение учебного года: 1,2,3,4,5 января – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. 5. Количество учебных недель: 34 недели. 6. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с реализуемыми образовательными программами 6.2. Итоговая аттестация – 25-30 ноября 2023 года. 7. Регламент образовательного процесса 7.1. Количество часов за учебный год –12 7.2. Количество недельных часов – 1 7.3. Количество учебных дней в месяц – 31 день. 7.4. Режим занятий - регламентируется расписанием занятий. 7.5. Продолжительность занятия - 45 минут.