Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалево Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Баскетбол» ШСК «Лидер» юноши Направление – спортивно-оздоровительное Возраст обучающихся, на который рассчитана программа – 7 класс Срок реализации: 1 год Автор-составитель программы: Учитель физкультуры Соловьева Е.В. Пикалѐво 2023-2024 год Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Баскетбол» для обучающихся 5-9 классов разработана на основе ФГОС, рабочей программы В.И.Ляха «Физическая культура 5 – 9 классы», программы «Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.«Просвещение» 2013г. Предлагаемая программа по баскетболу имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа направлена на углубленное изучение раздела «Баскетбол» школьной программы, на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей. Программа курса внеурочной деятельности «Баскетбол», рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). К занятиям допускаются учащиеся 7 классов, имеющие доступ врача и относящиеся к основной группе здоровья. Форма обучения включает в себя: теоретические занятия, практические занятия. Актуальность программы. Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности. Цель: углубить знания по игре в баскетбол, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение регулярным тренировкам. Основным условием выполнения данной задачи является целенаправленная подготовка, которая предусматривает: Задачи: образовательные - формировать знания и умения в области физической культуры и спорта. - обучить технике и тактике двигательных действий. воспитательные - воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся. - воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время; - формировать потребность к ведению здорового образа жизни. развивающие - повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта; - совершенствовать навыки и умения игры; - развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма; оздоровительные - укрепить физическое и психологическое здоровье. - содействовать физическому развитию. - повысить устойчивость организма к различным заболеваниям. Раздел 1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Особое внимание на занятиях необходимо уделять развитию таких физических качеств, как прыгучесть, быстрота, выносливость, координация, при этом чередуя напряжение с расслаблением мышц, делая паузы для отдыха, обращая особое внимание на дыхание занимающихся (глубокое, ритмичное, без задержки). На занятиях целесообразно применять соревновательный метод (эстафеты, подвижные игры), технические приемы изучать в сочетании с выработкой тактических умений. Данная программа содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия. Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, продолжительность занятия потребностей и работы распределение секции, времени. может Тестирование изменять уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям. Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся. Содержательное обеспечение разделов программы. Теоретическая подготовка Развитие баскетбола в России. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка баскетболиста. Техническая подготовка баскетболиста. Тактическая подготовка баскетболиста. Психологическая подготовка баскетболиста. Соревновательная деятельность баскетболиста. Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Физическая подготовка 1. Общая физическая подготовка Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками). Подвижные игры. Эстафеты. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). 2. Специальная физическая подготовка Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Техническая подготовка 1. Упражнения без мяча Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты. 2. Ловля и передача мяча Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении. 3. Ведение мяча На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. 4. Броски мяча Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Тактическая подготовка Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Подвижные игры баскетбольной направленности. Стойка баскетболиста, бросок мяча снизу на месте, ловля мяча на месте, передача мяча снизу на месте, эстафеты с мячами, бросок мяча снизу на месте в щит, ведение мяча на месте и в движении, броски в цель (кольцо, щит); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Мяч капитану», «Рывок за мячом», «Баскетбол с надувным мячом», «Бег пингвинов». «Пятнашки», «Салки с мячом», «Коршун, наседка, цыплята», «Невод», «Солнышко». Игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест». На материале раздела «ОФП (общефизическая подготовка)»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний». Подвижные игры и эстафеты: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире». Раздел 3. Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Содержание материала Т/Б на спортивных играх. Организационный момент. Основные правила игры в баскетбол Техника передвижения игрока. Ведение мяча одной рукой. Передача мяча двумя руками от груди стоя у стены. Передачи у стены правой рукой с одновременным ведением левой рукой. Ведение мяча с изменением направления(обводка фишек ) Ловля передача меня в парах в одном прыжке передача мяча в квадрате с сопротивлением. Передача мяча в тройках или пятѐрках. Передачи мяча в парах во время кроссовой подготовке. Для развития пальцев и кистей передачи набивными мячами в парах. Дистанция 6-8 м. Передачи мяча на точность и резкость, передачи мяча в стенку после имитации финта Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом Передачи у стены в один, два, три, четыре мяча на скорость и время. Длинные передачи отрыв ,в парах. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника Обманные движения (финты) Ведение одного или двух мячей во время прыжков в парах. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом Совершенствование технике ведения мяча. Непрерывное ведение мяча с одновременным исполнением команд "сесть, лечь, встать" Ведение мяча с активным сопротивлением. Ведение мяча на ограниченном пространстве. Ведение с выбиванием мяча сзади,в парах. Двухстороння игра Броски из-под кольца с препятствием. Броски со средней дистанции без сопротивления. Броски из-под кольца одной рукой в движении. Совершенствование техники ведения мяча Совершенствование техники защитных действий. "отрезать нападающего" Соревнование снайперов в парах. Совершенствование техники перемещений и владения мячом. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведе ния 31. Броски в парах до 20(30 или 50) попаданий. 32. Броски в прыжке после резкой остановки при получении передачи 33. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом 34. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника 35. Совершенствование техники дальних и средних бросков. 36. Совершенствование тактики игры, тактические действия в защите 37. Тактические действия в нападении 38. Двухстороння игра (Соревнование) 39. Двухстороння игра 40. Быстрый прорыв безостановочное нападение 41. Быстрый прорыв-взятие кольца соперника при численном преимуществе. 42. Техническая подготовка (перемещение, ведение мяча приемы остановок)индивидуальные тактические действия с мячом и без мяча. 43. Техническая подготовка (финты, броски с сопротивлением и без)индивидуальные и групповые тактические действия с мячом и без мяча 44. Развитие выносливости. Упражнение на развитие гибкости, ловкости, силы и быстроты. Двухсторонняя учебная игра 45. Индивидуальные и групповые атакующие действия. Двухсторонняя игра. 46. Командные и тактические действия в нападении и защите. Двухсторонняя игра. 47. Упражнение на развитие силы рук. Групповые и тактические действия с мячом. 48. Индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия. Двухсторонняя игра 49. ОРУ. Передачи мяча на точность и резкость с расстояния 6-8метров в круг диаметром 1м,60см,30см передачи разнообразные. 50. Длинные передачи в отрыв в парах. Передачи в парах, в прыжке одним мячом 51. Передачи в парах после обманных движений. На месте и в движение. 52. Передачи в пятѐрках,"звездочка" с сопротивлением. Передачи и ловля мяча на максимальной скорости. 53. Розыгрыш комбинаций в позиционном нападении, двухсторонняя игра. 54. Двухстороння игра 55. Действия защитников в численном меньшинстве двухсторонняя игра. 56. Действие 2 защитника против 3 нападающих,3 защитника против 4 нападающих защита проскальзыванием 57. Двухстороння игра 58. Тактические действия при смене защитных построений смешанная система защиты. 59. Тактические действия при смене защитных построений защита прессингом . 60. Правила игры и судейство в стрит-баскетболе. 61. Техническая подготовка в стрит-баскетболе. 62. Тактические действия игроков в защите стрит- баскетболе 63. Комбинация для разыгрывающего игрока в стрит- баскетболе. 64. Тактические действия в защите. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 65. Технические действия на ограниченном пространстве игра стритбаскетбол. 66. Броски по кольцу из различных положений. 67. Турнир по стрит-баскетболу. 68. Двухстороння игра Итог 1 1 1 1 68 ч Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса. 1. Литвинов Е.Н. Весѐлая физкультура, 5-6 класс, «Просвещение» 2006 г. 2. Научно – методический журнал «физическая культура в школе». 3. Настольная книга учителя физической культуры. Москва «Физкультура и спорт» 2000 год. Список литературы для обучающихся 1. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 184 с. 2. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с. 3. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с. 4. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с. 5. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с. 6. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с. 7. Маханева М.Д. – Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004. – 264 с. Интернет - ресурсы для обучающихся № Платформы/сайты ссылка 1 Платформа РЭШ https://resh.edu.ru/subject/9/ 2 Сайт физкультура в школе http://www.fizkulturavshkole.ru 3 Сайт «Физкультура на 5» http://fizkultura-na5.ru/ 4 Сайт физическая культура и спорт https://fk-i-s.ru/ 5 Сайт учителя по физической https://nsportal.ru/soloveva-elena-vladimirovna-1 культуре Соловьевой Е.В. 6 Сайт «Я иду на урок физкультуры» http://spo.1september.ru/urok/ 7 Образовательные сайты для учителей http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9 физической культуры «Методсовет» 8 Сайт уроков по физкультуре https://www.youtube.com Спортивное оборудование и инвентарь универсального назначения № 1 Наименование Жилетки Характеристика и назначение Используются как отличительная особенность игроков разных команд. Размеры - в соответствии с возрастом обучающихся. Могут быть разных цветов. Материал - хлопок, вискоза, синтетические ткани. 2 Конус Предназначен для разметки зала, построения полосы препятствий, ступенчатых прыжков и пр. Широко используется для проведения эстафет. 3 Мат спортивный Размер - 1 х2х0,04 м, наполнение - поролон, плотнось - 19 кг/м2. Чехол из плотной х/б ткани (тип - брезент). 4 Стенка гимнастическая Используется для выполнения различных физических упражнений общеразвивающей направленности и установки дополнительного оборудование (перекладин для подтягивания, горок, щитов для метания и т. д.) Представляет собой сборную деревянную конструкцию различной комплектации (одно-, двух-, трѐхсекционная, универсальный комплекс и пр.) с металлическими уголками для крепления к стене и полу. Высота стенки - 2400-3200 мм, ширина (одной секции) - 800 мм, расстояние между осями перекладины - от 200 мм, диаметр перекладин - 35 мм. 5 Перекладина навесная Предназначена для развития силовых универсальная способностей. Жѐсткая сварная конструкция из стальных труб. Две фигурные перекладины закреплены в призматической раме, имеющей два крюка для навешивания тренажѐра на гимнастическую ("шведскую") стенку. Длина - 1150 мм (базовая длина - 700 мм), высота 445 мм, ширина - 455 мм, масса - не более 10 кг, максимальная нагрузка на разгиб крюков - 150 кг. 6 Скакалка гимнастическая Предназначена для укрепления мышц ног, брюшного пресса, кардиосистемы. Верѐвочная или пластиковая длиной от 180 до 260 см. 7 Скамья гимнастическая Предназначены для развития различных групп мышц (спины, пресса, ног, рук и пр.), координации движений, баланса. Длина - 1,2-2,5 м. 8 Эстафетная палочка Предназначена для проведения различных соревнований эстафетного типа. Длина - 30 см, диаметр - 32-40 мм. 9 Мяч для метания Используется для отработки точности (дальности) броска. Диаметр мяча - 6 см. 10 Мячи баскетбольные Существует 2 типа мячей баскетбольных: для игры (размер 3,5,6,7) в зале и универсальные для игры на улице и в зале. Для игры могут быть использованы мячи из любого материала. Не рекомендуется использовать мячи из натуральной кожи для игры на открытых спортивных площадках, так как натуральная кожа быстрее изнашивается на жестких покрытиях, впитывает влагу и мяч утяжеляется. 11 Фишки цветные Предназначены для разметки игрового поля. Лист изменений Дата Вносимые изменения, причина