Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области
реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в
школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми
указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
-
обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;
-
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с
различными формами отклонений в развитии;
-
сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования
образовательного процесса;
-
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
-
совершенствование системы кадрового обеспечения.
Основные положения и понятия, закрепленные
новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Индивидуальный учебный план - учебный план,
обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося;
Инклюзивное образование - обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Основной
принцип инклюзивного образования: Новая школа – это школа для всех. В любой
школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения
родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном
учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая
обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. (национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа»)
Адаптированная образовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц;
В
образовательной организации МБОУ «СОШ №3» г. Пикалёво созданы условия для
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами:
-
специально оборудованные учебные кабинеты;
-
объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
-
библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья;
-
объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья;
-
средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья;
-
специальные условия питания;
-
специальные условия охраны здоровья;
-
доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья;
-
электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-
наличие специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В целях обеспечения освоения
детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных
программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического
развития в школе работает педагог-психолог. Имеется 2 специализированных
кабинета: кабинет психолога и кабинет социального педагога.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических
занятий в школе имеются специально оборудованные кабинеты и помещения: 2
кабинета технологии (кулинария и швейная мастерская), кабинеты
физики, биологии, химии, класс-лаборатории «Лаборатория юных
исследователей», спортивный и актовый залы, библиотеку с читальным залом,
старшим и младшим абонементами, в которых возможна организация рабочих мест
для детей инвалидов или лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья в школьной библиотеке создано внутреннее
комфортное пространство, предполагающее свободный доступ к фондам библиотеки,
получение информации, доступной им форме (крупный шрифт, аудиокниги, просмотр
на слайд-проекторе), организованы зоны для чтения – уголки «тихого» чтения.
Специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими
книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения,
тифло-книгами и тифло-аппаратами) библиотека не укомплектована.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для учащихся школы, в том
числе для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
функционирует спортивный зал, расположенный на 1 этаже, имеются тренажеры. На
территории школы оборудована спортивная площадка. На ней есть беговая дорожка,
разнообразное спортивное оборудование, универсальный корт с травмобезопасным
покрытием, игровое поле для мини-футбола, игровая баскетбольная, волейбольная и
для занятий ОФП площадки. Помощь в перемещении и занятиях на спортивных
объектах ребенку-инвалиду при необходимости оказывает назначенный приказом
директора школы помощник.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Есть кабинеты школы,
приспособленные для обучения инвалидов и
лиц с ОВЗ, которые оборудованы компьютерной и оргтехникой, мультимедийными
средствами обучения (мультимедийными проекторами, интерактивными досками),
телевизорами.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ в здание образовательной организации для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечен частично:
назначено ответственное лицо для оказания содействия человеку с ОВЗ при входе в
общеобразовательную организацию и выходе из неё. При входе в
общеобразовательную организацию и выходе из неё установлена кнопка вызова персонала для оказания
содействия человеку с ОВЗ. Пандуса для инвалидов и лиц с ОВЗ на ступенях при
подъеме на первый этаж здания школа не имеет (администрация общеобразовательного
учреждения продолжает работу в этом направлении).
Специальные условия питания
Дети инвалиды и дети с
ограниченными возможностями здоровья имеют возможность питаться в школьной
столовой. Столовая расположена на 1 этаже. Предоставляется льготное питание для
обучающихся из малоимущих семей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Перед
обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с
подачей горячей и холодной воды. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с
ОВЗ не практикуется. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность
в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Помощь в
перемещении ребенку-инвалиду до столовой при необходимости оказывает
назначенный приказом директора школы помощник.
Специальные условия охраны здоровья
По
медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное
обучение на дому.
Для
оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует
медицинский кабинет, расположенный на первом этаже основного здания.
Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в
соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Крайние
ступени лестничных маршей покрашены в яркие контрастные цвета (жёлтый) для
слабовидящих людей. В стадии выполнения находятся изготовление и размещение
указателей им световых маяков по оси движения и выделение зон риска на полу и
стенах ярким (контрастным) цветом.
В
школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том
числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ
к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке и в
компьютерном классе. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет
в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в
образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы
закрыт. Доступ к информации об образовательной организации обеспечен через сайт
образовательной организации https://pikalevo3.lenschool.ru/ и ГИС СОЛО «Электронная
школа» (есть версия для слабовидящих).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В
образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Они могут пользоваться сторонними электронными образовательными ресурсами и
электронными образовательными и информационными ресурсами, которые имеются в
библиотеке для обеспечения учебного процесса.
Дети
инвалиды, которые обучаются на дому бесплатно, обеспечены доступом в интернет и
имеют возможность использовать необходимые образовательные ресурсы.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Детям
инвалидам нашего учреждения предоставлены комплекты информационных средств по
программе «Компьютер для школьника»,
назначен ответственный за организацию индивидуального обучения детей-инвалидов
с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).