Литература
Рабочая программа по учебному предмету
«Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального
общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение», а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Цель обучения литературного чтения -
становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Рабочая программа разработана на основе ФГОС
НОО 2021 г., планируемых результатов начального общего образования в соответствии
с ООП НОО, УП, УМК «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.., Бойкина М.В.
(1класс), УМК “Литературное чтение” Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградова
Л.А. (2, 3, 4 классы).
Освоение программы по предмету «Литературное
чтение» для 1 класса начинается вводным интегрированным курсом Литературное
чтение (ФРП) “Обучение грамоте” (180 ч.: 100 ч. предмета “Русский язык” и 80 ч
предмета “Литературное чтение”) и предусматривает изучение разделов: “Развитие
речи”, “Фонетика”, “Чтение”. После периода обучения грамоте начинается
систематический курс “Литературное чтение”, на который отводится не менее 10
учебных недель.
Изучение программного материала строится на
основе произведений “Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская), “Произведения о детях и для
детей”, “ Произведения о родной природе”, “Устное творчество - малые
фольклорные жанры”, “Произведения о братьях наших меньших”, “Произведения о
маме”, “Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии”,
“Библиографическая культура” (работа с детской книгой).
Содержание рабочей программы учебного предмета
“Литературное чтение” для 2 класса предусматривает изучение программного
материала разделов “О нашей Родине”, “Фольклор (устное народное творчество),
“Звуки и краски родной природы в разное время года”, “О детях и дружбе”, “мир
сказок”, “О братьях наших меньших”, “О наших близких, о семье”, “Зарубежная
литература”, “Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой).
Содержание рабочей программы учебного предмета
“Литературное чтение” для 3 класса “О Родине и её истории”, “Фольклор (устное народное творчество”,
“Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных
правил”, “Круг чтения: народная песня”, “Творчество А. С. Пушкина”, “Творчество
И. А. Крылова”, “Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков”,
“Творчество Л. Н. Толстого”, “Литературная сказка”, “Произведения о
взаимоотношениях человека и животных”,“ Произведения о детях”, “Юмористические произведения”, “Зарубежная литература”, «Библиографическая
культура (работа с детской книгой и справочной литературой”.
Содержание рабочей программы учебного
предмета “Литературное чтение” для 4 класса “О Родине, героические страницы
истории”, “Фольклор”(устное народное творчество), “Творчество А.С. Пушкина”,
“Творчество И.А. Крылова”, “Творчество М.Ю. Лермонтова”, “Литературная сказка”,
“Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX - XX веков”,
“Творчество Л.Н. Толстого”, “Произведения о животных и родной природе”,
“Произведения о детях”, “Пьеса”, “Юмористические произведения”, “Зарубежная
литература”, “Библиографическая культура”.
На изучение предмета “Литературное чтение” на
ступени начального общего образования отводится 540 часов:
● 1
класс – 132 часа (4 часа в неделю);
● 2
класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 3
класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 4
класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа учебного
предмета «Литература» на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Учебный
предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее
место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в
становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Основу
содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует
постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм,
гуманизм, дом, семья Целостное восприятие и понимание художественного
произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных
особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное
литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без
учёта преемственности с курсом литературного чтения на уровне начального общего
образования, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов
художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру
и его воплощению в творческих работах различных жанров. В рабочей программе
учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до
новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы.
В 5,
6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах –
2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы на уровне основного общего
образования по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
Рабочая программа учебного предмета
«Литература» 5-9 класса на уровне основного общего образования разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы
по литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией
В.Я.Коровиной / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.:
Просвещение.
Цели:
- формирование духовно развитой личности,
обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации
личности;
- постижение учащимися вершинных произведений
отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства
художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование
умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями
и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности,
планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
- использование опыта общения с
произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности,
речевом самосовершенствовании
Литература
как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе
содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям,
культуре и развитие творческих способностей – необходимое условие становления
человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного
конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
В 5,
6, 9 классах на изучение предмета отводится 2,5 часа в неделю (85 ч. в год), в
7 и 8 классах – 1.5 часа в неделю (51 час в год).
Рабочая
программа используется только для обучающихся 8-9 классов.
Рабочая программа по литературе на
уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Основу
содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ - начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и
понимания художественного произведения, умения его анализировать и
интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их
литературным развитием, жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей
программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века,
представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и
зарубежной литературы.
Учебный
предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по
отношению к учебному предмету «Литература» на уровне основного общего
образования. В 10-11 классах на изучение учебного предмета «Литература»
(базовый уровень) отводится 204 часа:
● 10
класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11
класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета
«Литература» 10-11 класса на уровне основного среднего образования составлена в соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы
взята авторская программа по литературе Б. А. Ланина. // Ланин Б.А., Устинова
Л.Ю. Литература: программа: 10-11 классы общеобразовательных учреждений /
Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. - М.: «Вентана-Граф»,
2015г.
Курс
литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в
литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы
методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только
как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые
информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои
тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам
не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным
произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей,
литературных критиков, писателей.
Данная
программа построена на сочетании концентрического (в основной школе),
историко-литературного (в старшей школе),
хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике
литературного образования.
Структурно-содержательной особенностью
программы является познание закономерностей литературы как особого вида
творчества, постижения произведения в его целостности.
Рабочая программа предлагает содержание и
технологию реализации курса литературы, направленного на включение обучающихся
в активную литературно-творческую и читательскую деятельность.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Данная программа используется только для обучающихся 11 класса.